Експериментальна робота

Задачи экологического содержания
по математике
             
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отнимая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы такая же живая!

Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пыта­ется прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спа­сти природу.
Однако без изменения сознания че­ловека все планы спасения природной среды останутся лишь благими поже­ланиями. Одной из задач образования становится формирование экологиче­скою сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живо­му, но и чувство личной ответственно­сти за то, что происходит вокруг, по­требность действовать.

Это следует помнить!
Ежечасно на нашей планете:
ü 1000 человек умирает от отравления водой;
ü 1700 акров продуктивной земли стают пустыней;
ü 200 детей умирают от голода;
ü 55 людей отравляются и гибнут от пестицидов и других химических веществ;
ü 2000 т кислотных дождей выпадает в Северном полушарии;
ü 5-6 видов животных и растений исчезают.
Ежеминутно на нашей планете:
ü уничтожается более 51 акра тропических лесов;
ü используется около 35000 баррелей нефти;
ü уничтожается 50 т  плодородной почвы из-за неправильного использования;
ü выделяется более 12000 т углекислого газа в атмосферу.
Полезные
практические экологические советы

Ø Используйте комнатные растения. Они способны в течении 24 часов поглотить 875 вредных веществ из воздуха, в то числе – бензол, трихлоретан, формальдегид…

Ø Не забывайте мыть оконное стекло, особенно осень. Загрязненное пылью стекло задерживает от 10 до 30% солнечного света, и вы из-за загрязненных стекол вынуждены зимой больше пользоваться искусственным светом.

Ø Не сидите перед работающим телевизором ближе, чем 2 метра и более 4 часов в день, потому что это вредит вашему здоровью. Экран телевизора, особенно цветного, является слабым источником рентгеновского излучения.

«Действия с натуральными числами»
1.     Всем известно, что запасы пресной воды ограничены. Если из крана бежит струя толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 литра воды. Сколько литров воды бесполезно вытекает из 3 кранов, оставленных учениками на перемене? (перемена 15 мин).
2.     На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 510 деревьев?
3.     В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 месяца отдыхают 75 туристов. За сутки один невоспитанный турист может сжечь 1 м3 древесины, оставить на дереве автограф площадью 1 дм2, сломать до 10 молодых деревьев. Какой вред могут принести лесу 75 невоспитанных туристов?
4.     Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
5.     Сегодня в мире 300 млрд. автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10 кг резины, расходует около 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Посчитайте, сколько всего за год:
§  рассеивается резины в воздухе?
§  выбрасывается углекислого газа в воздух?
§  забирается кислорода из воздуха?
6.     Дом площадью 48 м2 и высотой 3 м во время весеннего паводка был заполнен водой. Сколько литров воды в доме?
7.     Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу грузовик массой 3 т?
8.     Одно дерево освежает воздух, как 10 кондиционеров. Сколько кондиционеров заменят 18 деревьев, посаженных выпускниками школы?
9.     Всего лишь 5 г нефтепродуктов, попавших в воду, ведут к образованию плёнки нефти на 50 м2 водной поверхности. Ежегодно в океан попадает 10 млн. тонн нефти. Какова будет площадь плёнки из этого количества нефти?
10.         В среднем человек потребляет в сутки около 500 л кислорода. Легковой автомобиль за одну тысячу километров пробега сжигает годовую норму кислорода одного человека. Найдите это количество человека.
11.         Установлено, что загрязнённость воздуха над селом в 10 раз выше, чем над океаном, над небольшим городом она выше в 35 раз, а над крупным промышленным городом – в 150 раз. Слой загрязненного воздуха над городом составляет 1,5 – 2 км. Определите слой загрязнённого воздуха над селом и над океаном.
12.         Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
13.         Лес – санитар атмосферы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в год до 32 т пыли, сосновых – до 35 т, вяза – до 43 т, дуба – до 54 т, бука – до 68 т. Сколько тонн пыли задержат 10 га ельника за 3 года? 3 га дуба за 6 месяцев?
14.         100 г листьев каштана задерживают в течение 15 дней 2286 г пыли и загрязнений. Сколько граммов пыли и загрязнений задержат 300 г листьев каштана за то же самое время?
15.         Посчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого жителя необходимо иметь 25 м2 зеленых наслаждений. Какова должна быть площадь насаждений в г.Павлограде, если в нем проживает около 120 тыс. человек? Как вы считаете, достаточно ли зелёных насаждений в нашем городе?
16.         Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.

«Десятичные дроби»
1.  Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Сколько кг кислорода потребуется, если при поездке из Павлограда в Днепропетровск израсходовано 25 л бензина?

2.  Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Лес на площади 1 га выделяет 280 кг кислорода в год. Рассчитайте, сколько га леса должны выделять кислород, чтобы один автомобиль в течении года ежедневно расходовал 10 л бензина?

3.  Ученики 5А класса собрали 215,7 кг макулатуры, а 5Б класса на 5,8 кг меньше. Сколько макулатуры собрали пятиклассники?

4.  Наблюдения и подсчеты показали, что слой почвы толщиной 18 см смывается, находясь без использования, за 15 лет, под посевами в 3,5 раза медленнее, чем «под паром», а под лесом – в 150 раз медленнее, чем под посевами. Определите, во сколько раз медленнее смывается слой почвы, находящийся под лесом, чем «под паром»?

5.  Уровень естественного фона радиации составляет около 0,02 мр/год. Какую дозу получат жители за сутки, за месяц?

6.  Расшифруйте название страны, в которой запретили производство пенопластовых коробок для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и натурального волокна.
И   
А
К
Т   
Й   





1,59
1,38
0,423
11,84
25






«Проценты»
1.     Известно, что леса дают нам экологически чистый воздух. Сейчас общая площадь лесного фонда Украины составляет около 10 млн. га, в том числе покрыто лесом – 8,6 млн. га. Но темпы возобновления лесов уменьшились. Так с 1991 года площадь лесных массивов в Украине возросла всего на 1,4%. Сколько это составляет га?
2.     Один гектар соснового леса (20-летнего возраста) поглощает за год 9,35 т углекислого газа и выделяет 7,2 т кислорода, который обеспечивает дыханием 200 человек. Сколько килограммов кислорода необходимо на год для дыхания ученикам вашего класса?
3.     В мире ежегодно добывается 1600 млн. м3 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?
4.     Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй – 33%, а в третий день остальную часть. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?
5.     В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то, какое количество оставшихся? В чем состоит основная причина их гибели?
6.     В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн. км. Ежегодно эта величина уменьшается на 2%. Когда планета останется без своих «легких», если этот процесс не остановится?
7.     В лесных насаждениях происходит самоизреживание. Сколько сосновых деревьев придется на 1 га к 100 годам жизни леса, если вначале было 10000 деревьев на 1 га, к сорокалетнему возрасту их число уменьшилось на 75%, а к 100 годам жизни еще на 79% по сравнению с сорокалетним возрастом?
8.     За всю историю человечества на сжигание всех видов топлива было израсходовано 273 млрд. тонн кислорода. При этом углекислого газа, отравляющего воздух, образовалось 322 млрд. тонн. 90% израсходованного кислорода и 90% образовавшегося углекислого газа приходится на последние 50 лет. Сколько в среднем в год расходовалось кислорода и образовывалось углекислого газа в воздухе в последние 50 лет?
9.     В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, углекислого газа в сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет  часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; углекислого газа составляет  от количества табачного дегтя, полоний составляет  от количества углекислого газа.
10.              Для борьбы с вредителями садов приготовлен известково-серный раствор, содержащий серы 6 частей, негашеной извести 3 части и воды 50 частей. Сколько кг раствора получится, если серы взять на 68,4 кг больше, чем негашеной извести?
11.              Несмотря на то, что на охрану природы и рациональное природоиспользование ежегодно расходуются миллионы гривен, загрязнение воздуха не уменьшается. На протяжении 2010 года выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн Днепропетровской области от стационарных источников загрязнения составили 933,1 тыс. тонн. Заполните таблицу, определяя  предприятия, где выброс вредных веществ является максимальным:
Предприятие
Выброс вредных веществ
тыс. тонн
%
                                                 Всего:
933,1
100
ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог»
321,3

ВСП ОАО «Днепроэнерго» - Приднеп-ровская и Криворожская электро-станции
256,5

ОАО «Днепровский металлургический комбинат им.Ф.Дзержинского»
102,2

ОАО «Павлоградуголь»
81,4

ОАО «Южный горно-обогатительный комбинат»
46,9

ОАО «Никопольский завод ферроспла-вов»
25


«Диаграммы»
1.           В возрасте   14-18 лет наиболее рационален  четырехразовый  режим питания. Завтрак должен содержать 25 % дневного питания, полдник - 15 %, обед- 40 % и ужин- 20 %. Построить круговую диаграмму.

2.     На лесной опушке шириной 100 м запыленность воздуха составляет 65% от запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м - снижается до 38%, при 1000 м - до 25% и в 3 км - до 5%. Постройте график зависимости уменьшения запыленности по мере удаления в лес.

3.     Проблема экологии городов - это, в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружаю­щую среду различных загрязнителей. Для разложе­ния в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки - до 90 лет, фильтра от сигареты - до 100 лет, полиэтиленового пакета - до 200 лет, пластмассы - до 500 лет, стекла - до 1000 лет. Вспом­ните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиле­новый пакет или бутылку. Постройте соответствую­щую столбчатую диаграмму.

4.     20 кг макулатуры сохраняют 1 крупное дере­во, 1т- 0,5 га леса среднего возраста. Процент пере­работки макулатуры:
Япония - 50%;
Швеция - 40%;
Латинская Америка - 32%;
США - 29%;
Россия - 19%;
Африка - 17%.
Постройте столбчатую диаграмму для сравнения переработки макулатуры разными странами.

5.     Экологическая угроза исчезновения для позво­ночных животных:
разрушение местообитания - для 67% видов;
переэксплуатация - для 37% видов;
интродукция новых видов, которые заняли ниши прежних - для 19% видов;
другие факторы риска - для 10% видов.
Постройте столбчатую диаграмму для сравне­ния причин исчезновения различных видов жи­вотных.

6.     Структура мирового энергопотребления:
уголь - 28%, нефть - 33%, газ — 18%, гидроэнергия - 6 ,ядерная энергия - 4%, нетрадиционные источники – 0,4%.  Постройте столбчатую диаграмму мирового потребления энергии.

«Площадь круга»

1.     Если в лесу горит костёр, то в радиусе 150 м покидают гнёзда совы и другие птицы и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает. Вычислите площадь леса, которую покинули птицы при пожаре.

2.     Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км. Вычислите площадь загрязнённой территории.

3.     На химическом комбинате, где в большом количестве имеются ядовитые и опасные для жизни вещества, произошла авария ёмкости с хлором. Известно, что в безветренную погоду хлор стелется по земле, распространяясь, он занимает участок поверхности в форме круга.
§  Вычислите площадь заражённой территории, если от места утечки газа до границы очага по радиусу 250 м.
§  Вычислите длину верёвки для ограждения заражённой зоны, если площадь этой зоны 750 000 кв. м.

4.     Площадь опасной зоны после утечки ядовитого газа  равна 6,75 кв. км. Определить  радиус опасной для жизни человека зоны.

5.     Чтобы оградить заражённую зону площадью 12 кв. км, принесли 20 мотков верёвки по 500м каждый. Достаточно ли этих верёвок для ограждения опасной зоны?
6.     На объекте произошла авария с утечкой ядовитого газа. Определите площадь опасной зоны, если её радиус равен 1 км 200м.

7.     Муравьи уползают от муравейника на четверть километра. Какова площадь зоны действия муравейного семейства в защите леса от насекомых – вредителей?


Литература:

1.                                  Т.Букарева, В.Келесиди «Проведение практических занятий по математике в 5-8 классах общеобразовательных учебных заведений», - Днепропетровс, 2004
2.                                  Макфедьен, Э. Экология животных. Цели и методы. − М.: Мир,1965. − 375 с.
3.                Одум, Ю. Основы экологии. − М.: Мир, 1975. − 740 с.
4.                Свирижев, Ю. М. Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации // Математические модели в экологии и генетике: ч.1 − Математическая экология, гл. 1 − Общие вопросы моделирования. − М.: Наука, 1981. − С. 17−31.
5.                Доброволъцева З.А., Кириллова С.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.

6.                Сайт : ecodnepr.dp.ua

Немає коментарів:

Дописати коментар